Цели: Развивать устную монологическую речь в единстве с обогащением знаниями об окружающем мире, о связи солнца, растений и людей.
Способствовать развитию интеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации.
Содействовать воспитанию бережного отношения к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле.
Оборудование: Схемы: «Питание растений», «Дыхание растений», кроссворд (плакат на доске)
План урока.
1. Организация и начало урока.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот - тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
2.Эмоциональный настрой.
- Ребята, чтобы вы чувствовали спокойно и уверенно, давайте поделимся друг с другом положительной энергией. Давайте, образуем большой круг, взявшись за руки
Пожелайте мысленно добра своим соседям, которых вы держите за руки, и передайте им хорошее настроение.
- А теперь давайте вспомним то, что вы изучили на прошлом уроке.
3. Этап проверки домашнего задания. ( Фронтальный опрос.)
- Те, у кого на столах лежат карточки - выполняют задание. А как закончите - включайтесь в работу с нами.
-Перечислите группы животных, с которыми познакомились на прошлом уроке. (Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.)
- Назовите одного двух представителей каждой из перечисленных групп.
- На какие группы можно разделить животных изображённых на картинках. Почему они так называются? Чтобы проверить правильность ответа - переверните белые полоски бумаги.
- Как называется наука о животных?
-Составьте это предложение из слов, данных на доске.
Ботаника- наука о растениях. Зоология- наука о животных. ( Предложения разрезаны на слова.)
Составьте второе предложение. Что изучает эта наука? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.
Дышит, растёт,
А ходить не может. ( Растение.)
- А сейчас проведём блиц - опрос по названию органов растений.
1. Орган, который образуется из цветка. В нём развиваются семена. (Плод.)
2. Орган растения, который растёт вверх. По нему проходят питательные вещества. (Стебель.)
3. Орган, который растёт вниз, находится в почве. (Корень.)
4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение питается и дышит. (Листья.)
5. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение размножается. (Семена.)
6. Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветок.)
4. Этап актуализации знаний.
-Ребята, сегодня мы с вами почувствуем себя в роли учёных-ботаников. Мы будем изучать, и исследовать жизнь растений. Итак, рассмотрим значение растений как источника питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека.
То есть рассмотрим взаимосвязь:
СОЛНЦЕ → РАСТЕНИЯ → ЧЕЛОВЕК
5. Подготовка к изучению нового материала.
Как слова «СОЛНЦЕ», «РАСТЕНИЯ», «ЧЕЛОВЕК» распределить на 2 группы. (Солнце - неживая природа, растения, человек - живая природа.)
Назовите признаки живой природы. ( Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.)
-А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются.
6.Этап изучения нового материала.
-Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода, и выделяют углекислый газ.
-А как же растения питаются? Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.
-Но как же растения получают питательные вещества - сахар и крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть. Даже самые знаменитые учёные долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана.
Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу - сахар и крахмал.
Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету. Почему же для работы этой «кухни» требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несёт энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа. Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получать сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества. А вместе с этими веществами и необходимую им для жизни энергию.
Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают её в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.
Учёные сделали и другое открытие: в зелёной «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит необходимо бережно относиться ко всем растениям.
Эту истину знаю отроду
И её никогда не таю:
«Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою»
М. Романова.
7.Динамическая минутка.
Мы с вами входим в лес.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам. Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем - крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
8. Первичная проверка понимания изученного.
-Сравните 2 схемы: «Питание растений» и «Дыхание растений». Чем они похожи? Чем отличаются?
9. Этап обобщения и систематизации знаний.
- Сейчас ребята, я предлагаю вам калейдоскоп интересных сообщений. ( Сообщения о деревьях.)
А теперь давайте решим задачи на экологическую тему: 1га хвойного леса отфильтровывает в год 30-35т пыли, а 1га лиственного леса- 50-70т пыли. Какие деревья больше очищают воздух?
А вы знаете, что помимо кислорода, растения выделяют фитонциды. Фитонциды - это ароматические вещества, убивающие бактерий.
2.) 1га лиственного леса выделяет за сутки 2кг фитонцидов, 1га хвойного леса- 5кг, 1га можжевелового леса-30кг.
10. Этап коррекции знаний и способов действий.
- Объединитесь в группы и из двух предложений выберите то, которое соответствует вашей схеме. ( Проверка). Закрепить новые знания вам поможет учебник.
11. Этап информации о домашнем задании. (Стр. 71-74 прочитать статью. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя»)
12. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? Какие узнали слова?
13. Этап рефлексии.
Я предлагаю вам выразить своё отношение к уроку. Выберите из предложенных фраз ту, которая соответствует вашему состоянию на уроке.
На уроке было интересно.
Урок заставил меня задуматься.
Я хочу, чтобы таких уроков было больше.
Мне на уроке было скучно.
|